ОСОБЕННОСТИ
ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ .


    Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения является одной из задач Государственной программы развития образования, соответственно образование должно быть качественным для каждого учащегося независимо от его места жительства и уровня дохода семьи, которая приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы.

    Проблемы МКШ в  привлекли к себе пристальное внимание ряда ученых и инноваторов образования. Специфика малокомплектных школ заключается в том, что «малокомплектность» подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырех классов в один класс-комплект, что определяет специфику построения содержания, форм организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и по английскому языку.
Одновременно позволяет обозначить трудности в овладении иностранным языком: совмещение классов с разновозрастными детьми, отсутствие методик обучения иностранному языку в классах-комплектах; учебного плана; программы обучения иностранному языку; учебников; дополнительных методических пособий для изучения иностранного языка, учитывающих специфику малокомплектности. Как показывают данные мониторинга качество знаний по английскому языку в вышеназванной школе за последние три года составляет: 2008-2009 гг. – 66%, 2009-2010 гг. – 62%, 2010-2011 гг. – 53%. Наблюдается также снижение уровня интереса к изучению английского языка: соответственно по годам: 87%, 72% и 51%. В связи с чем возникает необходимость выделения ряда особенностей преподавания иностранного языка в малокомплектной школе. Это, прежде всего, оптимальное сочетание самостоятельной работы учащихся и работы учителя, так как «удельный вес» самостоятельной работы в классе-комплекте велик.
В проведении уроков одновременно с двумя классами обычно придерживаюсь традиционных технологий. В содержании большинства уроков, которые проводятся одновременно с двумя классами, входит новый материал как в одном, так и в другом классе. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал, обычно начинается с самостоятельной работы детей в старшем классе (например, 7 класс) и непосредственной работы учителя в младшем, 5 классе.
Самостоятельная работа в старшем, 7 классе, как правило, связывается с подготовкой учащихся к изучению нового материала и опирается на пройденное (тема «Animals are in danger»). Во время выполнения самостоятельной работы в старшем классе, которая продолжается примерно 15-20 минут, объясняю новый материал по теме «Модальный глагол can в структуре Can you play the guitar?» в младшем классе и даю задание для самостоятельной работы. Затем перехожу к старшему классу, просматриваю выполненную учащимися самостоятельную работу и приступаю к объяснению нового материала, заканчивая его заданием для классной и домашней самостоятельной работы. В оставшееся время проверяю самостоятельную работу учащихся младшего класса, даю дополнительные упражнения и задания на дом.
Примерно по такому же плану провожу уроки с двумя классами и тогда, когда в одном классе изучается новый материал. Например, в 5 классе по теме «When is your birthday?» на уроке изучается новая лексика, порядковые числительные, а также структуры с новыми предлогами before и after. В другом, 6 классе закрепляется или повторяется пройденное: например, тема «Biggest and best», закрепление степеней сравнения прилагательных в вопросительных структурах. В этом случае урок начинаю с непосредственной работы в 6 классе, в котором легче и быстрее можно дать детям самостоятельную работу. В 5 классе, где материал урока сложнее, времени на непосредственную работу учителя выделяется больше.
После разъяснения материала учащиеся 6 класса приступают к самостоятельной работе, а учитель работает с 5 классом. Учитель, работающий в классе-комплекте, иногда лишен возможности руководить самостоятельной работой, предупреждать и своевременно исправлять допущенные ошибки, что приводит к механическому выполнению заданий и, нередко, к формированию неправильных навыков. Кроме того, не остается времени и на подведение итогов самостоятельной работы, поэтому чаще всего приходится ограничиваться устными замечаниями отдельным учащимся. Не остается времени на изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся, их уровня знаний, умений и навыков. Задания к самостоятельным работам при использовании традиционных методик зачастую однообразны: спиши, прочти, перескажи и т.д. Однако организация самостоятельной работы становится управляемой в условиях применения некоторых педагогических технологий обучения, что является другой особенностью преподавания английского языка в условиях МКШ.
В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя только 1/3. Поэтому для улучшения качества образования и мотивации учащихся считаю, что необходимо вводить инновационные педагогические технологии приемлемые в МКШ [6]. Для повышения качества образования и мотивации учащихся в МКШ не все современные технологии эффективны при проведении урока.
Наиболее приемлемые современные педагогические технологии для МКШ:
• коллективный способ обучения,
• обучение в сотрудничестве,
• информационно-коммуникационные,
• модульное обучение,
• проектное обучение.
• уровневая дифференциация,
• модульное обучение,
КСО – коллективный способ обучения [4]. Система работы заключается в следующем: ученик слушает объяснение новой темы, например, The Present Perfect Continuous Tense, учит самостоятельно по опорному конспекту, передает знания другому ученику, приступает к выполнению упражнения, выполняет тест. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем, как только ученики начинают работать в парах сменного состава, когда все обучают всех. Работа
в парах сменного состава, дает хорошие результаты при введении новой лексики, отработке грамматических структур (What are you going to do during your holiday?-I’m going to visit the places of interest in Astana или Where does he (she) come from? – He (she) comes from Italy (Germany) или What should you do to keep fit? – I should eat a lot of fresh fruit and vegetables).
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, требующей от него самостоятельности и продвижения в своем темпе, а также умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. КСО обеспечивает умственное развитие учащихся, развитие в них уверенности в себе, трудолюбия и умений.
Новейшая педагогическая технология КСО, на мой взгляд, является самой приемлемой и эффективной организацией учебного процесса для МКШ, которая дает возможность каждому ученику обучаться по способности.
Метод проектов [4]. Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;
- практическая; теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы.
В курсе обучения английскому языку метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (6 класс: «Holidays», «Gardening», «Welcome to Disneyland»; 7 класс: «Animals are in danger», «Animals living in the Zoo», «Health» , 8 класс: «Sport and Games», «Our school», «Education»).
Внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов.
Используя в своей работе проектную методику, пришла к выводу, что при обобщении, закреплении, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. Не менее важен и тот факт, что метод проектов активно влияет на мотивационную сферу обучаемых, что очень актуально для сельской школы. Метод проектов также формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения учащихся в целом.
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии.
Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможностей в организацию обучения в МКШ будет иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся.
К сожалению, применение информационных и коммуникативных технологий в сфере образования далеко отстают от потребности.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимися.
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
2. Выработка умений и навыков в предметной области.
3.Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
5. Проведение учебно-исследовательских экспериментов.
6. Восстановление знаний, умений и навыков.
7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Применение ИКТ на уроках английского языка в сельской школе может усилить потребности школьников в его изучении, так как создаются условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей школьников; удовлетворения образовательных потребностей в углубленном изучении предмета; раскрытия творческого потенциала учащихся. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения вышеназванной учебной дисциплины. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
В выборе технологии обучения, прежде всего, следует ориентироваться на принципы учета психолого-педагогических, физиолого-возрастных и других особенностей детей. Внедрение инновационных образовательных технологий не дань моде, а необходимость, продиктованная временем. Достижение целей образования, в том числе и цели присвоения научного метода познания, возможно только на основе технологического подхода к организации учебного процесса.
Поэтому учителю МКШ предстоит создать новый комфортный образовательный процесс, построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупность традиционных и инновационных методов и приемов. Ее должен обновить учитель, овладевший новыми технологиями обучения с помощью методического объединения учителей и посредством повышения своей квалификации для работы в специфических условиях МКШ.